Анализировать абсолютно любые русские сказки, не ссылаясь на Проппа - это почти что преступление против филологии. Его я читала в те давние годы, когда была юна и прекрасна, так что буду ссылаться, но могу путаться и перевирать. В том числе потому что "так надо" © и во славу СПГС - текст этот является исключительно результатом того, что я знатно упоролась.
Также стоит сказать, что я имею в виду не сам оригинал Петра Ершова, а советскую мульт-экранизацию 1975 года, так что тоже возможны упущения.

Штош, начнём.
Нет большего баяна в русских сказках, чем условный Иванушка-дурачок, который в конце обводит вокруг пальца всех и всё получает. Это классический образ героя, которого его окружение считает, мягко говоря, не самым далёким, и у которого и правда не ладится с обыденностью и, как сейчас бы сказали, социальным интеллектом. Все это потому, что такие герои изначально не заточены на нормальную жизнь. Зато как только дело доходит до спасения мира и совершения подвигов и покорения сердец первых красавиц - они справляются на раз (см. Илью Муромца, Емелю и пр.)
Ершов утверждал, что сказка полностью народная, а он лишь её записал из уст сказителей. На деле мы имеем, разумеется, авторскую адаптацию, в которой дикий коктейль из самых разных мотивов. Определяющим является образ волшебного коня из сказки "Сивка-Бурка", собственно, Конёк-Горбунок угадывается в нём на раз даже за минималистичностью образа (просто для сравнения, вот так описывается Сивка-Бурка - "конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым идёт").
Дальше всё идёт по накатанной и по сюжету, в котором главный герой, не имея на старте ничего, получает волшебного помощника и "выигрывает эту ролевую игру". Но так ли всё просто?
Конёк-Горбунок очевидно принадлежит к миру волшебных существ и является сородичем - возможно, даже детёнышем - золотой кобылицы из завязки сказки (запомните её, она нам ещё пригодится в процессе). Это легко доказывается тем, что они оба умеют скакать по небу, обладают мышлением и человеческой речью, в общем, причислены к категории "магические лошади". Поднимите руку, кто вспомнил, в каком ещё мифе были скачущие по небу лошади? Вот-вот. Не исключено, что Конёк является к тому же дальним родственником коней из Дикой охоты. Особенно учитывая то, что чутьё на ту или иную цель, за которой отправляется Иванушка, у него отменное. Потому что - откуда он знал, что именно братья украли вороных коней, подаренных их ночной гостьей? Откуда он знал, что нужно искать их именно в столице?
Здесь, конечно, можно сказать логичное "но ведь основные торги всегда в столице", но - волшебные существа не всегда настолько хорошо осведомлены о человеческом быте. А ещё можно сказать нетленное "ну это же скаааазка!", но мы с вами тут не за этим собрались. Вообще забудьте минут на десять эту фразу.
Итак, наш неистовый дуэт прибывает в столицу. Давайте тут поподробнее остановимся на мире, которым нам предложен. Мы видим сказочный вариант условной Руси, которую уже крестили (повсюду церкви и колокола, герои так же постоянно производят упоминание, есть парадигма крещёный мир/нечистая сила), но это явно произошло не очень давно, ибо природные, языческие силы, всё ещё имеют власть над людьми. Они читают сказки о дочери солнца, они нормально воспринимают волшебных существ и представителей дивного народа, которые ходят среди них. То есть у них разумеется есть предрассудки ("Знать, дружон с нечистым ты, домовой, знать, помогает", - ворчит главный антагонист, "Тьфу ты, дьявольская сила!" - ругается Иванушка на жар-птиц), но открытого конфликта нет.
А главному герою вообще хронически везёт на взаимодействие с волшебным миром, что бы с ним не случилось и куда бы его вместо себя не отправил трусливый царь. Будем честны, везёт ему только от наличия рядом Горбунка в одиночку он теряется, рыдает, вообще не знает, что делать. Конёк-Горбунок спокойно проводит его по всем, условно говоря, энкаунтерам. Справедливый вопрос - зачем? Волшебные силы любят развлекаться со смертными, но никогда настолько не зацикливаются. В этом всем должен быть какой-то план. И он там есть, отвечаю.
Мы начинаем понимать, что происходит, когда на горизонте появляется Царь-девица. Вы заметили, что она отреагировала на свое похищение никак? Ни закричала, ни завозмущалась, даже на помощь не позвала. Учитывая то, что про неё рассказывают, она далеко не обычный человек и в случае опасности может долбануть так, что живого места не останется. Но она спокойно даёт увезти себя в град-столицу, чтобы потом преспокойно обвести вокруг пальца глупого царя и избрать своим суженым преображенного с помощью волшебства Горбунка Иванушку.
Почему?
Да потому что она изначально знала, чем всё закончится. Более того, план, который мы курим*зачеркнуто* ищем, мы её авторства, и заключался в том, чтобы свести её и Ивана и выйти за него замуж.
Сейчас постараюсь свести всё воедино, следите за пальцами. Она подсылает в предположительное местонахождение своего потенциального жениха золотую кобылицу, чтобы привлечь внимание. Здесь наверняка не обошлось опять же без Дикой охоты и её чутья. Потому что какова вероятность, что в глухой деревне ВДРУГ появится среди полей волшебное существо? Почти никакой. Это не может быть случайно.
Кобылица также по наущению даёт ему двух жеребцов, которые служат приманкой, и Конька, чтобы тот был проводником на всём пути инициации главного героя (в том, что эта история в том числе про инициацию, нет никаких сомнений, и финальная сцена это доказывает). Спустя некоторое время случается эпизод с шатром. Сообразительная Царь-девица понимает, что просто так с нифига шатер с вкусняшками на берегу моря не возникает, и начинает колдовать, накладывая песней сон на всю округу, чтобы посмотреть, кто это затеял. На Конька-Горбунка магия почти не действует - он сам магическое существо. Они успешно (возможно, даже слишком) проводят похищение, а Царь-девица, узнав своих мнимых похитителей и поняв, что всё идёт по плану, успокаивается и даёт вещам дальше происходить.
Так как мы уже поняли, что она вовсе не дура, ей надо убедиться, что всё точно так и есть - что её суженый её достоин и является тем самым героем-созданным-для-великого. И она устраивает ему испытание в виде избавления кита от проклятья. История с кольцом тут исключительно прикрытие, ну или дополнительный квест. У Царь-девицы нет никаких сомнений, что царь не пойдет на подвиг ради неё, и она говорит "достань ты мне в три дня перстень мой из окияна" исключительно для отвода глаз. Связь Царь-девицы и кита очевидны - они оба океанические создания и у них перекликающиеся музыкальные темы. Это приём, который повсеместно используется в опере, мюзиклах, да и просто саундтреках обычных фильмов.
Итак, всё доказано, осталось последнее звено цепи, одновременно с ним необходимость убрать надоедливого царя-батюшку. Инициация посредством трёх котлов. Отречение от прошлой жизни посредством символической смерти (это тоже троп, который можно найти да везде, особенно в кельтской, германской и славянской культурах, а также в философском учении Карла Густава Юнга) Иванушка проходит успешно, опять же с помощью Конька, несмотря на козни его врагов. И дальше герои счастливо воссоединяются - Царь-девица понимает, что план сработал, иначе почему бы она так кинулась к нему в объятия, как только он преобразился. Явно не просто от эстетического удовольствия.
Непонятно, конечно, а как она вообще нашла своего потенциального жениха с самого начала. Возможно, тут можно приплести викканский мотив о связанных сквозь века мировые начала - Богиня помогала Богу в его перерождении, избавляла от неудачной инкарнации, чтобы тот вернулся к ней и нашёл себя. И обновленный, он уводит её в из сказочное королевство в лесу в последних кадрах - а она, как и положено хозяйке природы, магией приводит в этот мир весну.